В начале 2025 года в России наблюдается умеренный рост продаж новых тяжёлых грузовиков, масса которых превышает 16 тонн. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в январе и феврале было реализовано на 6% больше таких автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на положительные изменения в продажах, общие прогнозы для рынка тяжёлых грузовиков остаются неопределёнными. Специалисты «Автостата» предполагают, что в 2025 году может наблюдаться снижение продаж новых автомобилей этого класса на 7% по сравнению с 2024 годом, что составит около 95 тысяч единиц. В оптимистичном сценарии продажи могут остаться на уровне прошлого года и достичь 102 тысяч автомобилей, тогда как в пессимистичном варианте ожидается снижение на 17%, что приведёт к уровням около 85 тысяч машин.
На динамику рынка оказывают влияние различные факторы. К числу положительных факторов можно отнести увеличение грузооборота, развитие логистических цепочек на дальние расстояния, реализацию крупных инфраструктурных проектов, а также меры, предпринятые государством для поддержки отрасли. Однако, негативные тенденции также могут сказаться на рынке: перенасыщение отложенного спроса, ужесточение условий лизинга, стагнация в экономике и рост цен на спецтехнику и запчасти.
В сегменте тяжёлых грузовиков наибольшие продажи в феврале 2025 года показали отечественный производитель KAMAZ, реализовавший 1 190 машин, и китайская компания SITRAK, продажи которой составили 1 053 автомобиля. Следом идут китайские бренды Shacman и FAW, с 398 и 381 машин соответственно, а также белорусский MAZ с 311 единицами.
Несмотря на некоторые изменения, рынок грузовиков с пробегом также переживает незначительные колебания. Эксперты отмечают, что по мере ухудшения финансового положения некоторые предприятия отказываются от техники, взятой в лизинг, что удлиняет предложение б/у автомобилей от лизинговых компаний.
Некоторые производители настроены оптимистично. Так, KAMAZ надеется на рост продаж, преодолевая существующие проблемы. Также прогнозируется положительная динамика продаж метановых грузовиков от компании Dayun, которая активно работает на российском рынке с 2014 года. В то же время, китайские производители, такие как Sinotruk, FAW и Shacman, могут столкнуться со снижением продаж.
Таким образом, рынок тяжёлых грузовиков в России в 2025 году демонстрирует смешанные тенденции. Небольшой рост в начале года не избавляет от осторожного прогноза в свете влияния различных экономических факторов. Бренды, способные адаптироваться к новым условиям и предложить локализованное производство вместе с качественным обслуживанием, вероятно, займут лидирующие позиции на этом рынке.