В 2025 году производители автобусов и трамваев столкнутся с серьезными вызовами на фоне ожидаемого снижения объемов реализации. Долгосрочные федеральные программы, поддерживавшие обновление автопарков, будут финансироваться в меньших объемах, что затруднит отраслевую динамику.
Обновленный федеральный проект «Развитие общественного транспорта» включает закупку 30 000 автобусов, однако эта цель будет реализована в течение пяти лет и в основном в населенных пунктах с численностью более 50 000 жителей. Регионам придется самостоятельно искать средства на обновление междугородных транспортных направлений, что создаст дополнительные трудности.
Несмотря на сокращение федеральных бюджетов, некоторые региональные программы могут несколько компенсировать эти потери. Например, в Екатеринбурге планируют приобрести 15 сочленённых автобусов марки «НефАЗ» с использованием льготного кредитования, а Хабаровский край собирается закупить 131 автобус. В Москве также объявили тендер на поставку 400 электробусов модели КамАЗ-5222.
При этом, производители троллейбусов и трамваев сталкиваются с жесткими испытаниями. Антироссийские санкции, введенные в 2022 году, лишили их доступа к комплектующим из Европы, США, Южной Кореи и Японии. Попытки заменить их на аналогичные детали из Китая и России не всегда были успешны, что привело к сбоям в поставках и рекламациям со стороны перевозчиков.
Кроме того, ряд производителей, в частности компания «Транс-Альфа», оказались вовлечены в судебные разбирательства из-за низкого качества своей продукции. Власти Братска потребовали возврат 4,5 миллиона рублей за некачественные троллейбусы, а в Ставрополе расторгли контракт на 1,15 миллиарда рублей из-за аналогичных проблем.
Что касается рынка электротранспорта, ожидается его снижение в объеме уже в 2025 году. В текущем пакете контрактов числится всего 253 вагона, что на 50% ниже аналогичного показателя за 2024 год. В сегменте троллейбусов планируется продажа лишь 400 машин, что составляет снижение на 53% по сравнению с предыдущим годом.
На развитие транспортной сферы в 2025 году предусмотрено выделение более 11 миллиардов рублей, которые будут использованы для закупки 71 односекционного трамвайного вагона и других транспортных средств. Однако общий объем финансирования с 2025 по 2027 год составит 60,9 миллиарда рублей, и этого может не хватить для полноценного обновления автопарка.
Несмотря на возникающие трудности, производители стремятся увеличить свои производственные мощности и заменить импортные комплектующие на отечественные. Например, компания «ПК Транспортные системы» планирует достичь 100% использования российских комплектующих к концу 2025 года, а Усть-Катавский вагоностроительный завод активно работает над расширением производственных возможностей.
Таким образом, 2025 год становится важной вехой для производителей автобусов и трамваев, которые должны будут адаптироваться к новым условиям, справляться со снижением финансирования и качественными проблемами, но при этом рассматривать возможности, предоставляемые региональными программами и инвестициями в отечественные комплектующие.