Российские шасси продолжают доминировать в автокранах

Рынок грузовых автомобилей в России демонстрирует серьезные изменения в последние годы. После рекордных продаж в 2023 году, когда реализовано было наибольшее количество грузовиков с 2007 года, специалисты предсказывают снижение объемов продаж в 2025 году.

Согласно прогнозам, в 2024 году в стране планируется продать около 125 000 грузовых автомобилей, что на 13% меньше по сравнению с 2023 годом. На рынке наблюдается значительное расширение присутствия китайских производителей. Так, бренд SITRAK, известный своей продукцией, занимает крупнейшую долю в сегменте крупнотоннажных грузовиков, реализовав 19 409 единиц. В то же время, российский производитель КАМАЗ, ранее занимавший лидирующие позиции, снизил объем продаж до 17 254 автомобилей.

Что касается прогнозов на 2025 год, эксперты агентства «АВТОСТАТ» выделяют три сценария. Базовый вариант предполагает снижение продаж еще на 6%, что составит 117 000 единиц. Пессимистический сценарий говорит о падении например до 105 000 единиц (это уже 16% снижения), а позитивный сценарий, наоборот, прогнозирует незначительный рост на 2%, что приведет к продаже 128 000 машин.

На состояние рынка влияют как позитивные, так и негативные факторы. К положительным относятся увеличение объемов грузоперевозок и изменения в их географии. Это может способствовать повышению спроса на грузовые автомобили. Кроме того, дефицит мощностей в железнодорожной сети ориентирует грузоперевозчиков на автомобили, а меры государственной поддержки могут послужить дополнительным стимулом для восстановления рынка. Важным также является обновление автопарка, которое может привести к повышению объемов продаж.

В то же время, рынок сталкивается с рядом негативных факторов. Увеличение цен на автомобили и комплектующие понижает привлекательность покупок, а нехватка поставок российских моделей ограничивает выбор для клиентов. Повышение процентных ставок также затрудняет доступ к кредитам и лизингу, на что влияет и отсутствие официальных продаж автомобилей международных брендов на российском рынке.

Кроме того, рынок грузовых автомобилей можно разделить на легкие, средние и тяжелые сегменты. На данный момент сегмент легких грузовиков, соответствующий малой грузоподъемности, занимает более 85% рынка и ожидается его дальнейший рост до 2032 года. Также рынок делится на классы, где сегмент класса 3, включая электрические коммерческие грузовики, демонстрирует активный рост благодаря интересу к экологически чистым транспортным решениям.

Таким образом, российский рынок грузовых автомобилей находится на перепутье. Несмотря на укрепление позиций китайских брендов, общий прогноз на дальнейшие продажи в 2025 году выглядит неутешительно. Для стимуляции роста необходимы дополнительные меры поддержки, которые помогут преодолеть существующие трудности.