В феврале 2025 года российский рынок грузовых автомобилей продолжает демонстрировать негативные тенденции. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых грузовиков значительно снизились во всех категориях.
Продажи тяжёлых грузовых автомобилей с полной массой свыше 16 тонн (HCV) упали на 50% по сравнению с февралем 2024 года. В этом месяце было реализовано всего 4,3 тысячи таких машин, что на 2% ниже показателей января 2025 года. Лидерами в этом сегменте стали автомобили марки КАМАЗ (1190 единиц), за ними следуют китайский Sitrak (1053 единицы), Shacman (398 единиц), FAW (381 единица) и белорусский МАЗ (311 единиц). Китайские марки, в частности Shacman, испытали резкое падение продаж, составившее 69% по сравнению с прошлым годом.
Также продолжается снижение продаж среднетоннажных грузовиков (MCV), которые имеют полную массу от 3,5 до 16 тонн. В феврале 2025 года было продано 1,2 тысячи таких автомобилей, что на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые два месяца 2025 года общее количество проданных среднетоннажных грузовиков составило 2,2 тысячи, что на 20% ниже показателей 2024 года.
По словам экспертов, основными причинами падения продаж являются сложная экономическая ситуация и высокие ставки по лизингу, делающие приобретение новых машин недоступным для многих перевозчиков. Кроме того, средний возраст автопарка на данный момент достиг 23 лет, что ещё больше усугубляет транспортные проблемы.
Импорт грузовых автомобилей из Китая также сократился. В 2024 году Китай поставил в Россию 68,2 тысячи грузовых машин всех классов, что на 15% меньше, чем в 2023 году. Особенно сильно упали поставки тяжёлых китайских грузовиков (грузоподъемностью свыше 20 тонн) — сокращение составило 40%.
Добавим, что эксперты предупреждают о возможном крахе половины участников рынка грузовых перевозок к концу 2025 года в связи с несоответствием себестоимости перевозок предлаганным расценкам. Рынок вернётся к более уравновешенному спросу и предложению, однако текущие объёмы продаж выглядят удовлетворительно только в контексте рекордного 2023 года.
Снижение заработных плат водителей, которые были связаны с количеством пройденных километров, усложняет ситуацию. Если в октябре 2024 года средняя цена составляла 12 рублей за километр, то сейчас упала до 10 рублей, что добавляет финансовые трудности перевозчикам.
Таким образом, российский рынок грузовых автомобилей находится в кризисном состоянии, и необходимы кардинальные меры для его стабилизации и дальнейшего восстановления.