В начале 2025 года наблюдается резкое сокращение поставок китайских грузовиков в Россию. По данным Главного таможенного управления Китая, объемы экспорта грузовиков в эту страну снизились почти в восемь раз, составив всего $40,8 миллиона за январь и февраль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сокращение поставок началось еще в октябре 2024 года, когда в России были увеличены ставки утилизационного сбора на 1,8%. Это изменение способствовало последовательному снижению месячных объемов поставок. В сентябре, перед вступлением новых ставок в силу, поставки достигли рекордных $443 миллионов, однако в октябре и ноябре снизились до уровней между $100 и $110 миллионов. Декембрьский всплеск поставок до $207,2 миллиона оказался временным, так как с начала 2025 года показатели резко упали до $24,7 миллиона в январе и до $16,1 миллиона в феврале.
Кроме грузовиков, также сократился экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию. За первые два месяца 2025 года объем поставок легковых машин снизился почти в два раза, составив $749,9 миллиона, что на 48,8% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это снижение связано не только с повышением утилизационного сбора, но и с другими экономическими факторами.
Среди основных причин падения импорта автомобилей из Китая выделяются несколько ключевых факторов. Во-первых, это повышение ставок утилизационного сбора, которое произошло в конце 2024 года и продолжилось в начале 2025. Во-вторых, высокие ключевые ставки в России оказывают негативное влияние на авторынок, что снижает спрос на импортные автомобили. Кроме того, большие запасы китайской автопродукции на складах в России снижают потребность в новых поставках, а также эффект высокой базы, созданный сильным импортом в предыдущие годы, сказывается на текущих показателях.
В то же время экспорт автокомпонентов из Китая в Россию, напротив, продемонстрировал положительную динамику. В январе-феврале 2025 года поставки таких товаров увеличились на 10%, достигнув $408,6 миллиона. Тем не менее, в феврале этот сегмент столкнулся с резким падением, составив всего $138,6 миллиона, что является почти двойным уменьшением по сравнению с январем.
Контекстуально следует отметить, что после введения западных санкций в 2022 году, китайские автопроизводители смогли занять значительную долю российского рынка, заменив ушедшие западные бренды. Так, в 2024 году экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию достиг рекордной отметки в $15,2 миллиарда, что на порядок превышает уровень 2021 года. Эти изменения подчеркивают сложность и динамичность российской автомобильной отрасли, а также влияние различных экономических и политических факторов на импорт из Китая.